Новости
7 декабря 2017, 05:20

Школы позвали в регионы

В ближайшие пять лет Минобрнауки России планирует передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам.

Евгения БОГДАНОВА

Фото Галины ФОМИНОЙ

Об этом министр Ольга Васильева заявила на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Учредителями всех школ сегодня являются муниципалитеты, которые по закону имеют право самостоятельно формировать учебные программы. В результате единого образовательного пространства в стране нет. Это недопустимо, считает Васильева. Переподчинение позволит создать единую базу содержания для каждого ребенка и эффективнее тратить выделяемые на образование средства.

Перейти из одного управления в другое – не дорогу перебежать. «Огосударствление» школ – процесс очень длительный и трудоемкий. И некоторые полагают, что в данном случае достижение всеобщей цели потребует жертв, и немалых. Другие и вовсе задумались: а действительно ли это так необходимо?

По какому пути лучше перейти?

Правительство Оренбургской области согласилось на участие в пилотной части проекта. По закону менять статус образовательной организации во время учебного года запрещено. Поэтому передача начнется по его окончании, в 2018-м, и будет проходить постепенно, осторожно. Как отмечает региональный министр образования Вячеслав Лабузов, федеральное Министерство дало право субъектам самостоятельно выбрать модель передачи. Над чем сейчас и работают в области: продумывают, как перейти, с каких именно муниципалитетов начать, чтобы свести к минимуму все возможные риски для самих районов и областного бюджета.

В первую очередь изменения могут коснуться вопросов содержания имущественного комплекса, организации бухгалтерского учета, перехода на единую систему оплаты труда. А главное - финансирования, когда и малокомплектные, и полнокомплектные школы будут получать одинаковое количество средств, сообщает региональный министр. Но не все верят в успех этого предприятия…

Выживет не выживет

- На сегодняшний день осуществляется подушевое финансирование, отдельно на каждого ученика, - говорит директор Саракташской средней общеобразовательной школы № 2 Людмила Сухова. – На мой взгляд, это не совсем правильно. Не секрет, что образовательные учреждения испытывают трудности в материальном плане, и уравнение бюджета, казалось бы, должно ситуацию улучшить. Но… В нашем районе, например, довольно много школ – полнокомплектных и малокомплектных. И возникает вопрос: увеличится ли финансирование, если мы останемся при том же количестве школ? Думается, что нет. Отсюда вытекает следующий вопрос, скорее даже опасение: а не приведет ли это к закрытию малокомплектных школ?

Подобные сомнения возникают и у директора Октябрьской средней общеобразовательной школы Ирины Поповой.

- На муниципальном уровне мы стараемся сохранять малокомплектные учреждения, присоединяем их к крупным, - поясняет Ирина Владимировна. – У меня, к примеру, в подчинении полнокомплектная школа и маленькая. Но если она уйдет в ведение государства, боюсь, не выживет… Содержать ее будет просто-напросто невыгодно.

Опасения директоров, конечно, небезосновательны. Но не стоит делать категоричных пессимистичных выводов. Ведь глава региона Юрий Берг неоднократно говорил, что малокомплектные школы закрывать нельзя. Думается, при выборе модели передачи полномочий управления в области не забудут слова губернатора.

«Растаскивающее» образование

Помимо проблемы выживания мелких школ возникает и ряд других, не менее важных вопросов. К примеру, передача управления регионам подразумевает переход к единой системе оплаты труда. Как это отразится на содержимом кошельков педагогов? А что будет с кадрами территориальных управлений образования, в которых, по сути, отпадет необходимость? И как областное министерство справится с документацией, объем которой увеличится в разы? «Это сколько же человек должно сидеть в ведомстве, чтобы решать проблемы каждой школы?» - задает риторический вопрос Людмила Сухова. И потом, такие моменты, как оплата коммуналки, ремонты, гораздо легче решать на местном уровне. Ведь муниципальные чиновники, как никто, знают проблемы каждой местной школы: где крыша потекла, где трещина в стене. Пройдут годы, пока новая система заработает.

Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Объясняя суть своей реформы, Васильева отталкивалась прежде всего от создания единого образовательного пространства. Мол, в одном районе одна учебная программа, в другом - иная. «Получается, что образование не объединяет, а «растаскивает» страну», - заявила министр. Но мы помним, что изменения коснутся в первую очередь бухгалтерского учета, финансовой стороны и так далее. Как этот самый бухгалтерский учет может отразиться на формировании единого образовательного пространства? Опрошенные нами директора тоже не поняли. Мы, говорят, и так ведем учебный процесс по программам, которые предоставляет государство... Да, муниципалитет имеет право выбирать. Так это потому, что есть из чего! Десять учебных линеек по истории, столько же по русскому языку (хотя на деле еще больше!)... Единый у нас пока только государственный экзамен. Так просто создайте единую учебную программу, зачем такие глобальные перемены?

Очередной эксперимент

В том и заключается вопрос, которым задаются и руководители, и родители: зачем? Думается, что двигателем реформы является все-таки не образовательное пространство, а финансирование.

- Я с опасением отношусь к такой оптимизации-централизации, - говорит мама ученицы одной из оренбургских школ Людмила Воропаева. – Вообще, само слово «оптимизация», как правило, ничего хорошего не сулит. Когда сменился федеральный министр, появилась надежда, что наше образование «выправит осанку». Ольга Васильева говорила очень правильные вещи, в частности обещала вернуть в школы трудовое воспитание. И где оно? Вместо этого какие-то очередные эксперименты. Возможно, все к лучшему, во всяком случае хочется в это верить. Но на данный момент - одни вопросы.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg